24 вересня
PinchukArtCentre оголосив імена 20 номінанток та номінантів на Премію PinchukArtCentre 2025
PinchukArtCentre оголосив імена 20 номінанток та номінантів на Премію PinchukArtCentre 2025 — загальнонаціональну премію в галузі сучасного мистецтва для українських художниць та художників віком до 35 років включно.
Саша Курмаз
медиум: интервенции в публичное пространство.
Саша Курмаз - один из самых загадочных и непредсказуемых художников украинского искусства. В то время, как другие находятся в поиске собственного метода, его методом и есть поиск.
Он все время ищет прямого или завуалированного контакта со зрителем. Хотя, нет, не со зрителем, а с человеком. Как бы банально это не звучало, но Саша ищет человека и всегда аппелирует к человеческому в нем. В своих интервенциях вынесенных за стены ПАЦ, Саша Курмаз ничего не сообщает прохожим на улице, не стремиться их развлечь или чему-то научить, но постоянно провоцирует и задевает, играя с их ожиданиями и стереотипами.
Это проект существующий в конкретном пространстве и конкретном времени. Специально по случаю номинации. В расчете зацепить максимальное количество случайных прохожих, хорошо если в их число попадет и международное жюри.
Роман Минин
медиа: монументальное панно
Хотя со студенческих лет Роман Минин живет и работает в Харькове, его самоидентификация осуществляется через ассоциацию с донецким регионом, где он родился и вырос. Одна из главных тем, которую он последовательно развивает в своих монументальных композициях - "план побега из Донецокй области".
Нынешний план он решил составить вместе с детьми, никогда не выезжавшими за пределы Донецокй области. Получились две стены, два плана, два уже состоявшихся побега. Привычный для художника язык монументальных панно дополнился социальным проектом помощи детям. Этот прямолинейный ход стал метафорой украинской мечты о лучшей жизни там, где нас нет.
Что касается международного признания, то это практически безнадежный вариант. Особенности жизни в Донецкой области вряд ли будут до конца понятны кому-то, кроме нас самих.
Лада Наконечная
медиум: фотогрфия, рисунок на стене.
Лада Наконечная - еще один старожил премии. Ее художественный метод - штрихование карандашом, - остается неизменным последние несколько лет. Для выражения критического взгляда на мир и выявления в нем манипулятивных технологий, Лада использует оптические иллюзии.
На этот раз также не обошлось без них.
Работа Лады - это тонкая институциональная критика. Пример прекрасно вписанного в систему современного искусства критического произведения, особенно востребованного в самых прогрессивных институциях по всему миру.
Николай Ридный
медиум: видео, скульптура
Николай также третий раз оказывается в номинантах на премию. Первый раз был в составе группы SOSka. И это кажется вполне закономерным. Николай последовательно и верно развивает свою линию в искусстве, занимаясь критикой капитализма и порожденных им демонов.
Ко всему, что он делает он относится с предельной ответственностью. Таких как он, когда-то называли борцами за справедливость, но поскольку это словосочетание уже вышло из употребления, уместней было бы сказать, что он вскрывает механизмы работы власти. Его метод - прямолинейнойсть и бескомпромиссность.
В работе для премии Николай заставляет зретеля сжаться перед сапогами власти. Монолитные, вытесанные из камня, милицейские кирзаки находятся прямо на уровне глаз всякого, кто попадает в зал.
Они создают невидимую границу, моментально считываемую как угрозу. Преодолев несуществующий кордон можно увидеть видео, где резчик по камню, выполнявший заказ художника, рассказывает свою историю службы в милиции.
Куратор выставки Бьерн Гельдхоф счел это видео намеком на обратную сторону медали: у власти тоже есть человеческое измерение, ведь настоящие сапоги не из камня - их носят живые люди. Но Николай категорически не согласен с такой трактовкой. У власти нет и не может быть человеческого измерения.
Эта работа буквальна, убедительна, понятна, востребована. В любом контексте, где можно найти оппозицию человек-власть.
Иван Светличный
медиа: аудиоинсталляция
Иван Светличный второй раз участвует в выставке номинантов на премию и второй раз с аудиоскульптурой. Пожалуй, это единственный участник украинского художественного процесса, который так последовательно работает с нематериальным звуком.
Его метод заключается в том, чтобы приблизить слух к другим органам восрприятия, например, к зрению или тактильным ощущениям.
На этот раз Иван Светличный заставляет зрителя ощутить как звук создает невидимый, но практически материально ощутимый объект - скульптуру. Из всех проектов, представленных на выставке, этот оказался наименее презентабельным.
Автору досталась маленькая проходная комната, которую из-за шума все желают быстрее проскочить, не отдавая себе отчет в том, что шум - это и есть произведение. Для максимального эффекта этому проекту нужен воздух и никаких отвлекающих от шума раздражителей.
Подобным проектам просто необходим воспитанный и чуткий зритель. В Украине такой зритель только начинает появляется.
Андрей Хир
медиа: настенная роспись
Андрей Хир - стрит-артист. Он создает свои рисунки на улицах Львова, вдохновляясь историей Украины или сюжетами из священной истории.
На выставке в ПАЦ он сделал работу на тему потопа в характерной для себя манере. А для того, чтобы придать истории потопа современное измерение, он внес в пространство своего зала элемент улицы - пожарный гидрант. Правда, красный, явно не из нашей повседневности гидрант, в сочетании с характером росписи может отсыалть разве что к эстетике диснеевской мультипликации.
В украинском контексте эта работа абсолютно нечитаема, но, возможно, прочтется в каком-то другом.
Леся Хоменко
медиа: анимированная живопись
Леся Хоменко третий раз номинируется на премию. Все три раза она работает с медиумом живописи. Для украинских художников, учителями которых по сей день остаются мастера советской закалки, отношения с живописью складываются очень сложно.
Она не может отказаться от живописи, она живописец по своей природе. Но и понимает насколько ограничены возможности этого медиума, для историй, которые она стремится рассказать.
Неудовлетворенность от живописи стала поводом для ее нынешней работы. Она решила расширить ее возможности, анимировав картинку. Ушла она и от наративности, сосредоточившись на процессе. Ее работа изображает лицо матери, которой укладывая спать ребенка, приходится притворяться спящей.
Этот проект невозможно достойно оценить вне контекста отношения с живописью украинских художников вообще, и Леси Хоменко, в частности, но его легко можно представить в какой-нибудь тематической кураторской выставке в любой точке земного шара.
Группа "Мельничук-Бурлака"
медиум: инсталляция
Группа "Мельничук-Бурлака" - это урезанный состав "Группы предметов". Молодые архитекторы, не имеющие возможности реализовать свои амбиции в агонии современной украниской застройки, перешли на сторону искусства.
Тут они получили возможность быть услышанными и реализовать свое видение городского пространства. Привычная для них деятельность - изучение и документация жизни города. Их задача - позволить нам видеть окружающее урбанистическое пространство глазами профессиональных архитекторов.
Проект группы "Мельничук-Бурлака" для выставки номинантов - ироничный комментарий к распостраненной у нас системе отношений архитектор-заказчик, согласно которой тот, кто платит оказывается всегда прав.
В пространстве выставки художники воссоздали атмосферу украинского архитектурного бюро, где царит самодур-заказчик и любое его желание воплощается в жизнь послушными исполнителями. Такие горе-архитекторы превращают город в сплошной торгово-развлекательный комплекс, неприспособленный для жизни и враждебный к человеку. Эта работа об утерянном этическом компоненте профессии, причем, не только профессии архитектора.
Проект актуален и важен в современном мире, как напоминание о том, что нерегулируемое давление большого капитала неизбежно приводит к профессиональной деградации.
Открытая группа
медиа: мультимедиа инсталляция, потоковое видео
Открытая группа возникла в прошлом году во Львове, но уже успела заявить о себе любопытными и неожиданными выставками как во Львове, так и в Киеве. Художники вполне оправдывают свое название, демонстрируя открытость во всем: в методах, темах, стратегиях, подходах к искусству, способах его создания и репрезентации.
Из всех участников выставки, они единственные не просто декларируют свою свободу, но и действуют соответственно. Это, несомненно, новая генерация украинских художников, свободных от идеологем как прошлого, так и настоящего. Их интересует только окружающее пространство с которым они всегда работают как с данностью.
Проект "Открытой группы" для выставки номинатов также максимально открыт для интерпретаций. Работа развивается во времени и никто, даже сами участники, не могут сказать какой она будет к концу выставки. В каком-то смысле эта стратегия напоминает аккумулятор, который находится в режиме накопления энергии. Создается ощущение, что в их работе не заложен конфликт, но на самом деле он просто оттянут во времени. Думаю, мы успеем дождаться момента, когда аккумулятор начнет работать на отдачу.
Художественные объединения, подобные открытой группе, ориентированные на процесс и взаимодействие больше, чем на получение какого-то предсказуемого результата - один из главных трендов актуального художественного процесса. Хотя, похоже, что наши ребята об этом даже не догадываются, а просто делают то, что им интересно.
Synchrodogs
медиум: фотография
Synchrodogs - один из самых коммерчески успешных коллективов, работающих с фешн-фотографией. Потому их появление в двадцатке номинантов на премию в области искустсва оказалось, возможно, главной неожиданностью для профессионального сообщества. Впрочем, без их участия в репрезентативном срезе украинского искусства не оказалось бы одного из главных современных медиумов - фотографии.
На примере их проекта очень хорошо видно чем художник, работающий с фотографией, отличается от фотографа. Проект Synchrodogs построен на визуальности. Но эта визуальность плоская, работающая исключительно на уровне картинки. Так мыслят фотографы, для них важны картинки. Они могут быть интересными, красивыми, атрактивными, вызывающими определенные эмоции, но это всегда будут всего-лишь изображения.
Для художника, использующего фото как медиум, изображение никогда не будет задавать рамку проекта. Но оно будет вплетено в куда более сложную систему отношений между этим изображением и отражаемой им реальностью. Ничего подобного даже близко нет у Synchrodogs. Есть только красивые, местами забавные, картинки.
Очень сложно говорить о международной оптике восприятия подобных работ, ибо к искусству они имеют весьма опосредованное отношение.
P.S. Так выглядит ключевая двадцатка украинского молодого искусства по версии PinchukArtCentre. Мы попробовали разобраться с темами, которые сегодня ялвяются актуальными для нашего сообщества и стратегиям, которыми пользуются художники для достижения своих целей. Но не менее интересно было бы также проанализировать и то, какие темы и стратегии остаются незатронутыми украинскими художниками.
Стоит подумать о том, почему в украинском контексте до сих пор нет художников, работающих с осмыслением современных технологий? Почему экологическая проблематика почти всегда оказывается на маргиналиях актуального процесса?
Почему медиум видео так и не прижился в украинском искусстве и не стал ни для кого полноценной практикой? В конце-концов почему в репрезентативном срезе так и не оказалось ни одной работы связанной с осмыслением национальной идентичности, являющейся поводом для бесконечных политических спекуляций? Впрочем, эти и многие другие вопросы останутся для самостоятельного осмысления.