24 вересня 2024
PinchukArtCentre оголосив імена 20 номінанток та номінантів на Премію PinchukArtCentre 2025
PinchukArtCentre оголосив імена 20 номінанток та номінантів на Премію PinchukArtCentre 2025 — загальнонаціональну премію в галузі сучасного мистецтва для українських художниць та художників віком до 35 років включно.
В киевском Pinchuk Art Centre проходит выставка номинантов премии центра для молодых украинских художников. На Pinchuk Art Centre Prize 2013 претендуют 20 соискателей. Рассказывает АННА ТОЛСТОВА.
У Pinchuk Art Centre имеются две премии для молодых художников, их конкурсные годы чередуются друг с другом. Одна - международная, Future Generation Art Prize. С попечительским советом, куда входят директора MoMA, Центра Помпиду, Гуггенхайма, Миучча Прада и такие любимцы Виктора Пинчука, как Дэмиен Херст, Джефф Кунс, Такаси Мураками и Андреас Гурски. И с жюри, где трудятся Каролин Кристов-Бакарджиев (куратор прошлой Documenta), Массимилиано Джони (куратор прошлой Венецианской биеннале), Ханс Ульрих Обрист (куратор всего что можно) и другие известные люди. В номинантах международной премии побывали чуть ли не все звезды поколения 30-летних: Цао Фэй, Керен Ситтер, Натали Юрберг, Саймон Фудзивара, Николас Хлобо, Синтия Марселле, Николае Мирча, Вильфредо Прието, Гвидо ван дер Верве, Катержина Шеда, Йоринде Фойгт, Эмили Уордилл, Гектор Замора, Ахмет Огют, Эва Котаткова, Басим Магди, Амалия Пика, Агнешка Польска - сводный каталог Future Generation Art Prize за несколько лет, вероятно, можно будет публиковать как энциклопедию современного искусства начала XXI века. Конкурс проводится накануне Венецианской биеннале, с тем чтобы выставки премии проходили в рамках ее параллельной программы, и они явно пользуются вниманием мировой критики. Словом, Future Generation Art Prize, чей авторитет подкреплен не одним только украинским олигархическим, но и интернациональным интеллектуальным капиталом, демонстрирует успехи по- настоящему эффективного арт-менеджмента. Украинцев в эту звездную команду контрабандой не протаскивают, но для них придуман трамплин в виде национальной Pinchuk Art Centre Prize: главный лауреат местной премии автоматически попадает в номинанты международной. У Pinchuk Art Centre Prize поскромнее и премиальный фонд (главный приз - $12 тыс. против $100 тыс. Future Generation), и состав жюри (в этом году в него, например, входит глава отдела новейших течений Эрмитажа Дмитрий Озерков), однако художественный уровень заявок растет раз от раза. Во всяком случае, выставка Pinchuk Art Centre Prize 2013 неплохо смотрелась бы и в берлинском Kunst Werke, и в любом из французских FRAC.
Здесь трудно найти изящное искусство для искусства, далекое от социальных и политических проблем страны. Проблема миграции? Фотоинсталляция "Украинская красота" художника-антрополога Евгении Белорусец визуализирует маршруты ее исследовательских поездок на Западную Украину: коллекция фотографий и человеческих историй описывает покинутую и беззащитную землю стариков и детей, где все работоспособное население ушло на экономический фронт борьбы за выживание. Проблема депрессивных регионов? Роман Минин в "Плане побега из Донецкой области" работает с группой детей, помогая им перенестись из черно-белой реальности в мир цветной фантазии. Проблема свободы вообще и свободы перемещения в частности? Даниил Галкин заставляет зрителя продираться сквозь бесконечный лес бессмысленных турникетов. Проблема полицейского произвола? В инсталляции Николая Ридного за шеренгой милицейских ботинок, изваянных из гранита, прячется кинозал, где можно посмотреть фильм об изготовившем их каменотесе: это бывший милиционер, честный парень, которому опротивела служба в коррумпированных карательных органах. Проблема социальной сегрегации в городском пространстве? В урбанистических антиутопиях Ивана Мельничука и Александра Бурлаки иронически предлагается ряд простых решений сложных вопросов, какие ставит украинская столица: построить личную эстакаду для депутатов Верховной рады или закрыть левобережные спальные районы гигантской светодиодной стеной, чтобы они не портили красоту правобережного Киева. В минималистской инсталляции Владимира Воротнева "Праздничная побелка" психологически точно показано, как рождается чувство отчуждения в неблагополучной городской среде. Отсутствие внятной идеологии? Жанна Кадырова складывает из рекламных образов колоссальную мозаику в стиле шестидесятнического оптимизма, подменяя пафос социалистического строительства ценностями консьюмеристского общества. Сексизм? Анна Звягинцева воздвигает памятник в форме моющих посуду рук: огромная "контурная" скульптура сделана по мотивам рисунка из серии, посвященной "женской", то есть домашней, грязной или низкооплачиваемой работе, и самими своими монументальными размерами сообщает предмету значительность, которой он в глазах общества лишен. Гомофобия? Анатолий Белов представляет совершенно завораживающий - маньеристский, киноманский, кэмповый - клип о любви и свободе, часть будущего мюзикла "Секс, лечебное, рок-н-ролл", это, кажется, самая эстетская работа на выставке, но, учитывая уровень толерантности в республиках бывшего СССР, она становится и одной из самых политически острых.
Вместе с тем выставка отнюдь не выглядит набором иллюстраций к оппозиционной газете: каждый художник, даже если работает в документальном жанре, как Евгения Белорусец, поднимается над публицистикой и политическим плакатом. Сильный состав номинантов не случайность, а результат грамотной работы кураторов, прежде всего Бьорна Гельдхофа, ассистента гендиректора Pinchuk Art Centre Экхарда Шнайдера: не только премии, но и
большинство прочих программ центра адресованы молодым художникам. Сознательная ставка на молодое поколение, родившееся или хотя бы выросшее в независимой от СССР стране и уже не связанное генетическими узами с советским нонконформизмом, отличает Pinchuk Art Centre от всех других художественных институций, образовавшихся на постсоветском пространстве - недаром молодежные выставки центра имеют столь глобалистский, свободно конвертируемый вид. Можно сказать, Young Ukrainian Artists в той же степени обязаны меценатству Виктора Пинчука, что и Young British Artists - раскрутке Чарльза Саатчи. Это обстоятельство, кстати, пока ограждает частный Pinchuk Art Centre от яростной институциональной критики, какой подвергся государственный "Мистецький Арсенал". Впрочем, в нынешней политической ситуации такая критика вряд ли была бы уместна, ведь пинчуковские Young Ukrainian Artists свидетельствуют о том, что "евроинтеграция" Украины, по крайней мере, в плане культуры уже состоялась